Зачем надо корректировать тревожность и страхи у детей?
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр. Тревога и страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, удивление, гнев, печаль. Тревога и страх являются защитными эмоциями человека. И, если детские страхи сохраняются длительное время, это может служить признаком неблагополучия, говорить о нервной ослабленности ребёнка. Тревожность у детей дошкольного возраста является результатом неудовлетворения важнейших психологических потребностей ребенка.
Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослым. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа тревожности и страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможности им соответствовать, но это не так. Известно, что страхи в подростковом возрасте являются развитием ранее предшествующих страхов и тревог.
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной проходящий характер.
В нашем Центре для коррекции тревожности и страхов в зависимости от возраста детей используются следующие методики:
1. Работа с родителями тревожного ребенка: обучение новым методам общения с ребенком.
2. Обучение родителей и детей снятию мышечного напряжения.
3. Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях. Помощь в овладении приемами, позволяющими справиться с тревогой.
4. Игротерапия.
5. Изотерапия.
6. Песочная терапия
7. Сказкотерапия.
8. Музыкотерапия
9. Деятельностная терапия
10. Театрализованная деятельность
Чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению тревожности и страхов у детей, тем больше вероятность их отсутствия на следующем возрастном этапе. И легче и радостнее становится жизнь!