Нормальное речевое развитие
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она ещё недостаточно ясна и чиста по произношению.
Дети отличаются друг от друга, как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата.
Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются:
1) согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «толь» (стол). Значительно реже, но всё же наблюдаются обратные явления - замена мягких фонем твёрдыми: «тота» (тётя), «мыська» (мишка).
2) Большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), «сётка» (щётка).
3) Дети не произносят звук р: «ука» (рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками - л, ль в, й: «колова» (корова), «кавман» (карман), «йак» (рак).
4) Звук л чаще всего смягчается: «люза» (лужа). Нередко звук л заменяется й: «туй» (стул), «йампа» (лампа).
5) Звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).
Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение 2-3 рядом стоящих согласных. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква), «мачик» (мальчик).
Постепенно недочеты уменьшаются. К 4-5 годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.